Вербное (или Пальмовое) Воскресенье – церковный праздник. В этот день Иисус вошел в Иерусалим, где его приветствовали пальмовыми ветвями. В регионах, где не растут пальмы, православные используют веточки вербы (или ивы). К этому дню тщательно готовятся и соблюдают приметы на Вербное Воскресенье. Существует большое количество традиций и поверий на любовь, богатство, замужество, здоровье. Некоторые из этих ритуалов уже не используются, однако остались и те, которые современный человек тоже может делать в Вербное Воскресенье.
Содержание статьи
Приметы на деньги
В этот церковный праздник люди старались позаботиться о своем благосостоянии и процветании. Старики твердили, что соблюдение всех примет на Вербное воскресенье на деньги может помочь в стремлении к безбедной жизни. Молитвы и заговоры для чтения в этот день можно найти в книгах Натальи Степановой и других мастеров.
Одна из наиболее распространенных примет связана с посадкой домашнего растения. У деревенских жителей и без этого хватало дел. Много сил уходило на содержание скота и уход за огородом. Однако тот, кто знал такой обряд, непременно использовал его. Замечено, что люди, посадившие в Пальмовое Воскресенье домашний цветок, быстро становились на ноги и всю жизнь жили безбедно.
Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно знать несколько нюансов. Цветок для посадки нужно выбрать правильно. Его листья должны быть обязательно мясистыми и округлыми. На эту роль хорошо подходит денежное дерево. Сажать растение нужно в хорошую землю в новый горшок. На протяжении первых нескольких месяцев следует тщательно ухаживать за посадкой. Все это нужно для того, чтобы растение прижилось и активно пошло в рост. Как только это произойдет, можно ждать увеличения доходов.
Существует и одно обстоятельство, которое обязательно нужно знать. Если в первый месяц после посадки растение завянет и пропадет, это является знаком того, что человеку суждено всю жизнь прожить в нищете.
Во время подготовки к празднику хозяйки старались приготовить как можно больше угощений для семьи и гостей. Чем лучше стол и чем вкуснее блюда, тем более богатая жизнь предстояла хозяевам весь следующий год. Если на столе пусто, это считалось крайне дурным знаком. По этой причине к воскресенью вербной недели даже бедные семьи старались оставить все самое лучшее. Кроме того, на стол обязательно нужно постелить праздничную скатерть и надеть самую лучшую одежду.
Чтобы целый год водились деньги, было принято в воскресенье пересчитывать все купюры и монеты, которые только находили в доме.
Верили также, что, если съесть 3 вербные почки и запить их святой водой, то в ближайшем будущем человека ожидали крупные приобретения и изобилие в доме.
Тем, кто хотел богатства и роскоши, советовали обязательно выбросить старые вещи во время уборки к празднику. Люди верили, что таким образом в доме освобождается место для новых вещей. Прислушаться к такому совету можно и сейчас. В магии и эзотерике существуют высказывания о том, что, выбрасывая старую ненужную вещь, человек избавляется от застоявшейся (возможно негативной) энергии. На это место обязательно придет новая энергия, несущая положительные изменения в жизни.
Много примет касались и раздачи долгов. С началом праздничной недели каждый старался раздать долги. Встречать воскресенье с долгом за плечами являлось дурной приметой. В этом случае весь следующий год обещал стать тяжелым, голодным и безденежным. В само воскресенье долги раздавать было нельзя.
Существовала примета и для тех, кто ожидал возвращения долгов. Считалось, если дом хорошо прибран к празднику, то должник обязательно явится, чтобы расплатиться. Однако самостоятельно требовать с должника возврата денег нельзя. Поговаривали, что в таком случае зло и обида, направленная на должника, вернется человеку в трехкратном размере.
В конце праздничной недели деньги старались придержать. Лишние траты считали необдуманным решением, которое может навлечь несчастье на семью на весь следующий год.
В воскресенье было принято проводить обряды и ритуалы на богатство и изобилие, однако делать их нужно было только после захода солнца. Ни одна живая душа не должна знать о предстоящем деле, в противном случае все усилия считались напрасными.
Существовал один запрет, который знали и соблюдали многие. Для достижения богатства запрещалось освящать деньги в церкви. Такое действие привлекало к человеку несчастья, беды и денежные проблемы в течение всего года.
Приметы на замужество
По традиции на Руси рано выходили замуж. Если после 20 лет девушка оставалась не сватанная, то ее считали вековухой и старой девой. При этом в народе ходили слухи о том, что девушка эта имела какой-либо порок. Каждый следующий день рождения оставлял все меньше шансов на счастливую свадьбу. По этой причине готовиться к знаменательному дню начинали как можно раньше, а девушки часто ворожили на своего суженого. В этот день тоже можно было гадать. Кроме того, было принято придерживаться некоторых правил и соблюдать приметы на Вербное Воскресенье на замужество.
Девочек с малых лет готовили к тому, чтобы выйти замуж. Родители старались, чтобы к своей свадьбе дочь уже умела держать дом в чистоте, хорошо готовить, ухаживать за скотиной, приглядывать за детьми (младшими братьями и сестрами). Не меньшее значение имела и подготовка приданого. В предназначенный для этого сундук отправляли вышитую вручную одежду, постельное белье, полотенца, украшения, посуду.
В народе ходила примета о том, что если к Вербной неделе девушка не успевала подготовить для себя богатое приданое, то в этом году свадьбы ей ждать не стоит. Учитывая традиции народа, которых придерживались несколько столетий назад, такое утверждение имело под собой основания. Дело в том, что, присматриваясь к будущей невесте, родственники жениха обязательно интересовались наличием приданого. Бесприданница имела крайне низкие шансы на хорошую партию для замужества.
Приблизить день появления сватов на пороге можно было, вышив на праздник вербы подушку. Считалось, чем красочнее будет вышивка, тем богаче и краше будет жених. На деле собственноручно изготовленная подушка с красивым оформлением характеризовала девушку как умелую рукодельницу. Это обязательно должны были оценить сваты.
Если девушка в этот светлый праздник накормила нищего (подала ему милостыню), то ее жених обязательно будет зажиточным и щедрым. Такой мужчина был мечтой каждой невесты на выданье.
Как и в другие праздники, в этот день принято ворожить на своего будущего мужа. С помощью гадания девушки пытались узнать, какими будут их суженные и как скоро удастся сыграть свадьбу. Выполнять такие обряды нужно только после захода солнца (ночью) и в полном одиночестве. Если невеста начинала гадать днем, считалось, что она теряет свою судьбу. Ворожба на заре для незамужних девушек, по мнению пожилых людей, не имела силы.

Приметы на любовь
Существовала примета, если незамужняя девушка подумает о полюбившемся ей человеке, то он обязательно придет к ней. Это может показаться странным и необычным, однако чаще всего этот ритуал оказывался эффективным. Все девушки с нетерпением ждали Вербной недели, чтобы с самого утра начать думать и мечтать о любимом. Уже к вечеру этот молодой человек приходил в дом, чтобы позвать девушку на гуляния.
Ворожили не только девушки, но и парни. Молодого человека, который долгое время не женился, называли бобылем. Старые люди советовали одинокому человеку утром на заре умыться росой. Верили, что с помощью такого ритуала можно было наладить личную жизнь.
Для женатых пар тоже существовала примета. Если в воскресенье на вербных праздниках муж в доме делал так, как хочет его супруга, весь год в любовных делах все было гладко.
Приметы на беременность
На Руси к выбору невесты подходили с большой ответственностью. К девушке предъявлялось немало требований. Она должна была уметь справляться по хозяйству (убирать, стирать, готовить, шить), но еще более важным показателем являлось состояние ее здоровья.
Будущую жену в первую очередь рассматривали в качестве матери для своих детей. Невеста должна была отличаться плодовитостью, а потомство должно было рождаться здоровым и сильным. Однако далеко не всегда молодоженам удавалось быстро зачать ребенка. В этом случае женщину считали бездетной и больной. По этой причине к рождению детей относились с большим трепетом. Пожилые люди советовали обращать внимание на многочисленные народные приметы на Вербное Воскресенье от бесплодия.
Из освященных почек ивы делали амулеты. Пушистые сережки нанизывали на нить и носили в качестве ожерелья. Считалось, что женщина, носящая такое украшение, в ближайший год сможет забеременеть и родить здорового ребенка.
Существовал и еще один способ для зачатия – съесть 10 распустившихся почек с Пальмового воскресенья. Делать это нужно было обязательно после 5 дней с момента окончания менструации у женщины.
Доброй приметой было начинать жизнь молодоженов с почек вербы. Для этого женщины, отвечающие за подготовку брачного ложа, клали под перину веточки, оставшиеся после освящения в храме. Почки использовались для того, чтобы осыпать ими молодых. Люди полагали, что такие обряды на свадьбе способствуют плодовитости пары и помогают для беременности.
В Лазареву субботу женщина, которая давно мечтает о ребенке, должна обязательно собрать букет из вербных веточек и поставить в доме. При этом следовало думать только о хорошем – о будущей беременности и малыше. Считалось, что это непременно принесет плоды и желание вскоре исполнится.
Еще одна примета гласит: если женщина найдет на пороге распустившуюся сережку или веточку ивы, в скором времени родится ребенок.
Приметы на удачу и везение
К Вербному Воскресенью тщательно готовились. Если хозяйка не позаботилась о наличии вербочек в доме, это было дурной приметой. Женщину в будущем году ожидали ссоры и невезение. Считалось, что у такой плохой хозяйки целый год все будет валиться из рук.
Если человека преследовали неудачи, поговаривали, что исправить положение может умывание росой. Делалось это на заре в воскресенье. Роса в этот церковный праздник обладает большой силой и смывает негатив, сглаз и невезение.
Пушистые почки, освященные в церкви, можно использовать и в течение всего года, они не теряют своих сил на протяжении большого количества времени. Например, многие верили: если съесть несколько пушистых “котиков”, можно выиграть крупное дело или решить важный вопрос. Часто прибегать к этому способу не стоит, так как верба обладает большой мощью и результат может получиться обратным.
Съесть несколько пушистиков можно и перед путешествием или дальней дорогой. Православные считали, что человек, сделавший это, будет под охраной высших сил, а поездка будет обязательно легкой и плодотворной.
Существовало и поверье, согласно которому хозяин дома весь год будет удачливым, если выпьет чай с заваренными почками. Для этого в кружку бросают несколько пушистиков и заливают кипятком. Такой напиток следует выпить до последней капли.
Люди также заметили, что прутики ивы с праздника помогают и в продвижении по служебной лестнице. Для того чтобы получить более высокую должность, нужно принести веточки из храма и поставить на своем рабочем месте. Объяснить это можно тем, что ивовый букет способен очищать энергетику, устранять негатив и настраивать человека на положительный лад.
Можно назвать и еще одну примету, связанную с быстрым получением более высокой должности. Во время сбора веточек в субботу следует собрать те, на которых сережки еще не успели распуститься.
В воскресный праздник ни в коем случае нельзя было ссориться и ругаться. Полагали, что человек, который ослушался этого правила, навлекает на себя большие несчастья. В течение всего года в этом доме будут происходить многочисленные неприятности. Подтверждением этих слов становились частые болезни членов семьи, падеж скота, бедность.
К воскресенью было принято готовить различные угощения для своей семьи и звать в дом дорогих людей, однако существовали и исключения. Если в доме носили траур по одному из членов семьи, то пышных столов накрывать было нельзя. Пожилые люди предупреждали, что такими действиями на семью можно накликать беду. По этой причине в домах, где был траур, убирались к празднику и украшали помещение веточками ивы, однако пышных застолий не проводили.
Приметы на здоровье
Воскресенье вербной недели было хорошим временем, чтобы позаботиться о своем здоровье. Кроме того, в течение всей недели следовало обращать внимание на состояние членов семьи. Если кто-то в доме заболел (например, начался кашель или заболел зуб), это расценивали как сигнал о том, что над семьей повисло несчастье. Некоторые полагали, что болезни в это время свидетельствуют о сглазе или порче.
Замужняя женщина обязательно должна была позаботиться о детях в этот день. Святую воду, которая была принесена с утренней службы, вечером использовали для купания детей.
Принесенными из церкви прутиками обязательно легонько хлестали друг друга по спине. Существовало поверье, что человек, которого побили по спине веточкой с пушистыми почками, будет здоров весь год. В первую очередь прутиками стегали детей. Объяснить такую примету можно силой, быстрым ростом и живучестью вербы. Считается, если воткнуть ветку этого дерева вверх ногами, она все равно пустит корни и вырастет.
Освященными веточками стегали не только людей, но и животных. Считалось, что таким образом хозяин защищает свою скотину от болезней и предотвращает падеж скота. Пожилые люди подчеркивали: “Побьешь скотину прутиком ивы с вербной недели – животные не будут болеть, а приплод будет хорошим”. Эти прутики не выбрасывали, так как это считалось нехорошей приметой. Ветки ивы закрепляли на крыше хлева. Люди верили, что такое действие обязательно защитит скотину от сглаза и болезней.
В пальмовое воскресенье коров, коз и других домашних животных не принято было выгонять на пастбище. Существовала примета, что после этого скотина будет сильно болеть. То же касалось и домашней птицы (уток, гусей) – их в этот день не выпускали свободно пастись. Считалось, что домашнюю птицу может испортить ведьма. Дело в том, что после Страстной недели вся нечисть сидела тихо и смирно, поэтому до этого времени ведьмы старались напакостить как можно больше. Чаще всего объектом для колдовства становились как раз домашние птицы.
С самого утра в Лазареву субботу хозяйка пекла большую поленницу. Этим угощением кормили всех членов семьи, даже самых маленьких. Полагали, что после таких действий вся семья в течение года будет здоровой и крепкой.
Скот было принято кормить распустившимися почками с освященных прутиков. Православные люди верили, что это поможет домашним животным быть здоровыми, не блуждать и приносить многочисленное крепкое потомство. Чаще всего для оздоровления почки запекали в караваях или хлебцах, которые потом скармливали коровам, лошадям, козам, овцам и домашней птице. В некоторых районах готовили не хлебцы, а ритуальное печенье с пушистыми сережками. Их пекли в субботу и приносили в храм для освящения.
Называли это угощение по-разному. В Московской области и Костромской губернии его именовали барашками, в Рязанской – кытька или же орешки. Кроме того, на рязанщине жители деревень часто называли праздник ягнячьим. Существовала примета, по которой всех овец нужно было накормить освященными почками. В этом случае каждая овца могла принести по паре ягнят.
Народные приметы
Наши предки большое внимание уделяли и народным поверьям. Этот опыт основывался на многочисленных наблюдениях. Такие знания передавались из поколения в поколение. Сейчас многие приметы уже забыты, однако несколько из них все еще востребованы в деревнях.
Если в воскресенье Вербной недели начался дождь или снег, это предсказывало богатый урожай. Если погода, напротив, сухая и жаркая, то год обещал быть засушливым, а на хорошую урожайность можно было не рассчитывать.
Если погода в этот день стояла теплая, все ждали долгого лета и позднего сбора урожая. С этим временем было связано немало хлопот у каждого деревенского жителя.
Удавалось предсказать и обилие урожая. Если небо затягивалось тучами, но дождь был мелкий и кратковременный, это служило знаком того, что земля была не настолько плодородной, как этого ожидалось. Долгий сильный ливень обещал, что в этом году будет обилие хлеба, фруктов и овощей.
Хорошим знаком были и морозы в этот день. Старые люди поговаривали: “На вербный мороз – яровые хлеба хороши будут”.
Погода до этого церковного праздника могла быть как холодной, так и теплой. В зависимости от этого по-разному расцветали и почки на деревьях. Если к воскресенью на веточках было много больших пушистиков, считали, что урожай в этом году будет богатым.
Согласно традициям в каждой избе старались заранее подготовить букеты из цветущих веточек вербы. Ходила поговорка: ”Без вербы не весна.” Объяснить такие слова можно тем, что это дерево первое просыпается после зимнего сна и выпускает пушистых “котиков”.
Кроме того, приметы были прочно связаны с защитой дома от многих природных явлений. Православные верили, что в тот дом, где есть прутики этого дерева, никогда не сможет ударить молния. Это еще одна причина, по которой после праздника вербу не выбрасывали, а бережно хранили.
Белорусы тоже рвали вербу и ставили на подоконник во время града. Считалось, что такие действия смогут защитить посевы от сильных повреждений. В Тамбовской области распустившиеся вербные почки бросали против ветра, чтобы усмирить стихию и предотвратить повреждения.
Пожары в деревнях – страшное явление. Дома и хозпостройки выполнялись преимущественно из древесины. Одна искра могла привести к тому, что сгорало до основания все хозяйство. Если был сильный ветер, огонь быстро распространялся и на соседние дома, что становилось угрозой для всей деревни. В те времена существовало поверье о том, что при пожаре в первую очередь нужно бросить несколько пушистиков от вербы. Люди верили, что после такого действия пожар быстро унимался и не приводил к большим разрушениям.
В деревнях, расположенных на берегах рек, еще одной опасностью были половодья. Если река выходила из берегов, это приносило немалый вред хозяйству. Чтобы такого не произошло, после вскрытия речки ото льда люди бросали в нее освященные веточки, оставшиеся с праздника.
Пальмовое Воскресенье было важным праздником для всех православных, поэтому приготовления к нему начинались за несколько дней. В каждом доме тщательно убирались, выбрасывали старые вещи, садили комнатные растения, вытирали пыль и мыли полы. Такая уборка была символом обновления и счастливой жизни. В этом процессе принимали участие все члены семьи, в том числе старики и дети.
Кроме того, в воскресенье с самого утра хозяин дома тщательно осматривал свое жилье. Если в комнате был мусор и пыль, это было дурным предзнаменованием. Весь год семью ждали неудачи, голод, ссоры и болезни. Полная чистота в доме предрекала хорошее стечение обстоятельств и благополучие семьи.
В само воскресенье убираться в доме было категорически запрещено. Считалось, кто решал сделать это, навлекает на всю семью несчастья и беды. Нехорошей приметой считалось и выполнение тяжелой работы (стирать, готовить еду, шить).
Всю вербную неделю обращали внимание на происходящее вокруг. Хорошей приметой являлось появление в доме нового животного (например, кошки или собаки). Это было предзнаменованием того, что весь последующий год в этом доме будет царить мир, покой и благополучие.
Плохим знаком считалась поломка вещей или разбитая посуда. Люди верили, что это свидетельствует о несчастье, которое стоит на пороге дома. Чтобы правильно понять значение событий, произошедших в течение недели, следовало прислушаться к своей интуиции. Если же в воскресенье пошел дождь, то он и вовсе может смыть все плохие предсказания.
Главным атрибутом этого праздника является верба, однако заготовить эти веточки тоже нужно было правильно. За цветущими прутиками отправлялись накануне Вербного Воскресенья в день св. Лазаря. На этот случай даже существовала поговорка: “Святой Лазарь за вербой лазил”. При этом тщательно выбирали дерево, с которого брали ветки. Категорически запрещалось рвать вербу около кладбища, это был плохой знак.
Лучше всего для этой цели подходили молодые здоровые деревья, только в этом случае вербный букет обладал большой силой, защищал от болезней, неудач и голода. Перед тем как ломать ветки, нужно было хорошо осмотреть само дерево. Согласно поверью, на нем не должно быть птичьих гнезд, дупла или признаков увядания. Кроме того, корни и ветки дерева не должны быть около воды. Это требование нужно было соблюдать неукоснительно.
Дело в том, что молодая верба – это признак быстрого роста, силы, плодородия, а сухие ветки – прибежище чертей. Эти рассказы имеют библейские корни. По одной из версий во время распятия Иисуса его мучители использовали вербу для того, чтобы сделать штыри для крепления креста. С этих пор это дерево было проклято богом, было бесплодным, с кривым трухлявым стволом. Народные поверья гласили, что в сухих (увядших) ветках этого дерева селились черти. В украинских селениях была широко распространена поговорка: “Влюбился, как черт в старую (сухую) вербу”.
В некоторых местах это дерево считалось проклятым и по той причине, что старая верба не давала плодов, тени в жаркий день от нее тоже не было. В ствол этого растения стрелял святой Сысой, стараясь попасть в черта. После чего и было наложено проклятие.
Белорусы верили, что до Крещения черти обитают на лозе и в воде, а весной лезут отогреваться на вербу. Когда пушистые веточки освящают, черти падают в воду. По этой причине с самого Пальмового Воскресенья до Пасхи было запрещено пить воду, набранную под ивой, эта примета была одной из самых страшных.
На счет этого дерева жуткие поверья были и у словаков. По рассказам старых людей, на верхушке самой высокой ивы любит сидеть водяной. С высоты он высматривает себе очередную жертву. По этой причине весь год большие вербы обходили с опаской. Если идти в такую местность приходилось, люди брали с собой освященные веточки. Предание гласит, что водяной их боялся и путнику ничего не угрожало.
Важным требованием было освящение веточек в храме, поэтому на церковную праздничную службу отправлялись вместе с этим букетом. Сейчас веточки вербы, ивы или ветлы предлагают во многих храмах. Они уже освящены и их можно смело ставить в доме в качестве оберега от злых духов и негативной энергии.
Заключение
Большинство людей в современном обществе считают приметы и ритуалы суевериями и не верят в их силу. Однако следует подчеркнуть, что каждая примета основана на опыте людей и чаще всего имеет логическое объяснение. Каждый желающий может использовать любой вышеописанный ритуал или верить в приметы, способные ускорить достижение цели. При этом нужно обязательно верить в положительный исход дела.